"Словно от сердца кусочки..."


У нашей землячки Инны Михиной вышел в Астрахани второй сборник стихов ("Капризный апрель", 2000 г., тираж 250 экз.). Почему в Астрахани? Просто Инна совсем ещё недавно училась в Астраханской медицинской академии.

Вполне обычная история: родилась в Мичуринске, а жить довелось далеко от дома, на юге страны. И долго боролись в сердце молодой поэтессы любовь к родному городу и привязанность к бескрайнему раздолью астраханских степей: "Два настроя, два мира // В моём сердце живут - // Волги искренность, сила; // Черноземья уют." Похоже, второе (да нет, первое! - родная Тамбовщина, берёзовые рощи, светлая печаль осенних полей...) победило окончательно и безоговорочно: "Легкомысленность края, //Что не ведает слёз, // Обвенчать я мечтаю // С тихой грустью берёз... " Инна навсегда уехала из "легкомысленной" Астрахани и сегодня живёт и работает в Тамбове.

А ведь, кажется, там, в Астрахани, судьба И. Михиной складывалась вполне счастливо, успешно: училась в ординатуре, занималась научной работой, а ещё вела на астраханском областном телевидении передачу "Встреча для вас", рассказывала о земляках-поэтах, спортсменах, музыкантах, актёрах, и очень скоро молодая телеведущая стала популярной, её уже узнавали на улицах города...

Две страсти в сердце Инны: поэзия и медицина. Что ж, это вполне объяснимо: отец её - краевед и поэт, автор двух сборников стихов, а мама - известный в городе врач-акушер.

Но что же это за ремесло такое - сегодняшняя медицина, если молодого врача нет-нет да и потянет к литературе, стихам, прозе, и забудет он, пусть ненадолго, пусть не навсегда, о недугах своих больных, о рецептах, утренних обходах и ночных дежурствах и с головой уйдёт в творчество? Неужто в повседневном врачебном труде не хватает ему радости созидания и негде проявить свою фантазию и поделиться с людьми самым сокровенным? Похоже, что "неладно что-то в Датском королевстве", если талантливые люди в белых халатах ищут выход своей творческой энергии совсем не в больничных палатах и операционных...

Но нет, кажется, тут я не прав. Сегодня И. Михина работает в Тамбовском филиале ГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Фёдорова и ей здесь интересно. Инна часто приезжает в Мичуринск и, когда рассказывает о своей работе, глаза у неё сияют - видно, что она искренне увлечена новым своим делом. Нет никакого сомнения, что руководителем МНТК профессором В. А. Мачехиным создана в филиале подлинная творческая атмосфера.

Что же касается нового сборника стихов И. Михиной (первый - "Надежды маленький цветник..." - вышел в Тамбове в 1998 году), то Инна сама признаётся, что он удачнее первого, во всяком случае, ей "за него не стыдно". Некоторые стихи второго сборника были напечатаны и в первом, но композиция "Капризного апреля" гораздо точнее, строже, тоньше.

Чего опасаешься в первую очередь, когда берёшь в руки сборник молодого поэта? Нет, не серости, не бездарной беспомощности, не ляпов чисто технического, специфического свойства. В таких случаях просто закрываешь книгу и больше никогда к ней не возвращаешься. А всё-таки больше всего боишься обнаружить в сборнике начинающего автора зарифмованную прозу. Вот тогда становится скучно и досадно: можно ведь было сказать коротко и ясно, двумя-тремя фразами - так нет же, вот тебе ритм, вот рифма, всё вроде бы ладно и правильно, а в длинном вирше на две страницы - ни-че-го...

Но нет, о стихах И. Михиной этого, слава Богу, не скажешь. Она настоящий поэт, и у неё свой, поэтический взгляд на мир. Только ведь поэт может увидеть, как "ветер-калиф раны-проталины лижет" и "Белым испуганным зверем, // Прячась в простывших домах, // В заспанном, сизом апреле //Мечется, воет зима". Только поэт может так сказать:

Расправились морщины
В углах души и глаз,
И льётся беспричинно
Тепло от рук и фраз.

Трепетно, с любовью относится И. Михина к прекрасному - такому, кажется, повседневному, будничному, привычному: "Подснежников россыпи всюду! // Ступаю средь них на носочках - // Мне лишь не задеть стебельков... " Поэзия Инны - это "словно от сердца кусочки". Светло и тихо в мире молодой поэтессы. Она вспоминает "клубничное детство" своё, и всё там - живое, с душой трепетной и доброй: "Так застенчиво ластится солнце, // Как домашний, но брошенный кот", а осенний листок, и жёлтый, светящийся, маленький", дарит нам свою тайну, "словно прощальную песню артист"... И порой рядом стоят несопоставимые, на первый взгляд, вещи ("С каждым шагом ближе, ближе, // Мимо серых дней и дач... " , "Ты ускользаешь тихо прочь, // Как по стеклу большая капля // Спешит от пальцев вниз и в ночь"), но это заставляет читателя по-другому, по- новому вглядываться в окружающие его предметы и замечать то, что прежде было скрыто от глаз...

Есть какой-то особый уют в этих стихах, неспешных и негромких, но всё же подспудно чувствуешь, что всё не так просто, нервы поэта напряжены до предела, и всё просится в строку: "Так тонко и нелепо запахло вдруг весной... " И вдруг понимаешь, что эта умиротворённость, это благодушие - обманчивы. "В этом мире строгой прозы // Нет и не было чудес... " Вот стихотворение о городском кладбище - наверно, и у Инны там лежат родные, близкие люди:

Задыхаюсь. Здесь время застыло,
Лишь гирлянды фальшивых цветов
Оживляют немые могилы
И раскрытые руки крестов.

Читаешь - и видишь этот жуткий, призывный размах "рук" могильных крестов, и понимаешь, что - не уйти, рано или поздно "в чёрном старуха снимет бремя извечных проблем"...

На мой взгляд, одно из самых удачных стихотворений сборника - "Снежное". Здесь всё к месту, здесь метафорам так тесно, что кажется, будто ты угодил в снежную лавину и стремительно несёшься вниз, и оттого тебе легко и весело: снег врачует, бинтует "рубцы покалеченных улиц, сизой ставни ввалившийся нос" (ах, эти медики-литераторы!), и слышится "игольчатый смех" ветра, и надежда - вместе со снегом - возвращается "льдом забвенья на лужицы слёз". А в конце - две добрые, до кома в горле трогательные строчки:

Весь худой и отчаянно-нежный
Возвратился гуляка - мой пёс.

Да нет, не всё, конечно, идеально и безукоризненно в этом сборнике. Нет-нет да и спотыкаешься, когда встречаешь вдруг в стихотворении "поспешное молчанье", "перелив поцелуев", "жёлтую ленту разлук" или кровь, которая "вскипает по венам". Есть в книге строчки довольно громоздкие, невнятные, неуклюжие, хотя их не так много. Но о них тотчас же забываешь, когда находишь в сборнике строфы простые и точные, которые немедленно оседают в памяти:

Засыпан листвою и пылью
Задумчивый, старый балкон.
Мы счастье с тобой отложили
о добрых, до лучших времён.

Или ещё:

Целуешь - и холодны губы,
Обнимешь - сердца невпопад;
Но вновь не покажем друг другу,
Что так неминуем разлад.

Это не просто стихи, это песня (между прочим, Инна играет на двух музыкальных инструментах). А вот стихотворение "Капризы" - это вообще романс, возвышенный, томный, написанный в "тех ещё" традициях:

И какая большая награда -
Слышать вашего голоса звук;
Наслаждаться игрой полувзглядов
И случайным касанием рук.

Недаром же мичуринские барды и композиторы написали на стихи И. Михиной уже с десяток песен...

Иногда кажется, что стихи Инны чересчур уж печальны, безнадежны ("Ладонями нагие вишни // Наотмашь в двери наши бьют, // Так отмеряя горсти лишних // Последних сморщенных минут..", или ещё: "Отдышавшись у чистой страницы, // В шквале прожитых, скомканных дней // Я хандрить не хочу разучиться!"), но всё же лирическая героиня поэзии Михиной не склонна к пессимизму: ведь жизнь так прекрасна! Конечно, всё будет хорошо: "Я знаю, пойдёт всё на лад, // Ростками проклюнется нежность... "

Сборник состоит из трёх циклов ("Закоулки души", "Неизменна дорога", "Я просто верую в любовь"). В каждом - своя стихия, своя движущая сила: Природа, Смерть, Любовь. Любовь на последнем месте? Ну и правильно. В конце концов, всё - любовь. Любовь превыше всего...

А.Петров,

г. Мичуринск

Joomla templates by a4joomla